Георгиевская ленточка

воскресенье, 11 января 2015 г.

В выходные – для души и сердца

Кружевное чудо: Елецкие кружева
Дорогие друзья!
"Здесь плетут кружева ничуть не хуже вологодских"
Сегодня в воскресном вернисаже предлагаю вам еще одно чудо (после ёлочных шаров) – Елецкие кружева. Воздушные, нежные, с цветочными орнаментами, завораживающие своей красотой – они имеют свою историю. Давайте поближе познакомимся с нею.
ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО
Прилетел тополиным пухом,
Зазвенел комаром над ухом,
Целый день до вечерней зари
О любви мне своей говорил…
Убеждал, что он – добрая весть,
Что с ним буду я счастлива здесь…
Только он мне совсем не нужен,
И другой мне на счастье сужен…

Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня...
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну,
Молча выплету черный узор -
Не получится наш разговор.

Я подумаю: нет, ты не пух,
Но тебе не скажу это вслух
И не выйду тебя провожать –
Буду дальше любимого ждать…
Он приедет, я знаю, весной,
Работящий, веселый такой!
Буду я в белом платье из кружев –
Мы в сиреневом вальсе закружим…

Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Надежда Цыплакова 
Елец — город древний, ровесник Москвы, пережил многое — его не миновали ни монголо-татарское нашествие, ни войны. В разное время входил в состав Черниговского княжества, Рязанского, Московского. За многовековую историю прославился ремеслами и промыслами. Здесь был построен первый в России элеватор и открылось первое железнодорожное училище. С Ельцом связаны биографии М. Пришвина, И. Бунина, Т. Хренникова, Н. Жукова, В. Розанова.
Сейчас Елец — город в составе Липецкой области, с населением более 108 тыс. человек.
В городе Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, прошва на полотенце была с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».  
Дальнейшие сведения о кружевных изделиях в Ельце встречаются в 1867 году. Исследовательница русского кружева С.А. Давыдова пишет, что «…кружевного товара в 1867 году вывозили из Ельца в разные города России и даже в Закавказский край на сумму 75.000 рублей …" В Ельце женщины занимались плетением кружев от простых до сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, после того, как он достиг полного расцвета в Ельце к 1880 году, перешел в уезд, где им занимались и женщины, и дети.
Как и в других губерниях, кружево изготавливали для предметов приданого. В Ельце существовал обычай убирать полотенцами зеркала, вешать на крючки по стенам (так называемые накрючники), дарить их всем присутствующим во время венчания молодых. В старину говорили: «Много накрючников - много и добра».
Елецкие кружева отличались и отличаются необычайной тонкостью и тщательностью отделки, легкостью стиля, воздушностью и изяществом, парностью кружева, тонкой проработкой деталей орнамента. Мотивы несколько однообразны, но певучие, сложились под влиянием ровного степного пейзажа, они так и назывались - жучки, мушки, гречишка, жемчужка, травчатый рубчик, мелкотравное.
В Елецком кружеве вилюшка плетется не сплошной полотнянкой, а переходит в прозрачную сетку или разнообразные тесемки, кружево нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру с разнообразными решетками, в орнаменте распространен мотив цветка а уже цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. В 1880 году в Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц. А накануне первой мировой войны их было более сорока тысяч.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 г. на Всемирной выставке в Вене. Работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. Елецкие кружева отличались от остального русского кружева тонкостью, рельефной сканью (более толстая или цветная нить, введённая в полотнянку), нежным миниатюрным узором с ясным рисунком и множеством композиционных решений.
В истории нашего города
Немало былинных страниц.
И есть, что написаны с гордостью
Руками простых кружевниц.
Коклюшки, как гусли волшебные,
Звенят и звенят без конца…
Два века узоры отменные
Повсюду волнуют сердца.
Для них, вдохновеньем отмеченных,
Как будто для добрых друзей,
Нигде нет дорог засекреченных,
Нигде нет закрытых дверей.
Их знают в Европе и в Азии.
Будь выставка то иль музей,
Звучат, как таланта признание,
И «браво», и «гут», и «о, кей».
И промыслу этому древнему
В Ельце непременно мужать,
Поскольку все видят, что вверено
Его молодым продолжать.
Растут мастерицы умелые,
По нраву им творческий труд.
Они эстафету уверенно
В начавшийся век пронесут.
Кружева елецкие – это чудеса,
Кружева елецкие – нежная краса.
Кружева елецкие – и любовь, и труд.
Кружева елецкие знают там и тут
Н. Бадулин
Одним из ближних к Ельцу центров кружевного промысла в уезде было с. Пальна, имение Стаховичей. Пальну посещали Л.H. Толстой, И.Е. Репин, К.С. Станиславский. Семья  Стаховичей внесла значительный вклад и в развитие народного прикладного искусства – художественного кружевоплетения.
В Европе на внешнем рынке славился французский «валансьон». Французские купцы в рекламных целях елецким кружевам присвоили название «елецкий валансьон», с этим названием они продавались и в России. Но «елецкое кружево» отличалось от французского не только по традиционно русским особенностям, по их узорам, виду, но и по технике и технологии и приёмам кружевоплетения. Французские модные кружева 90-х гг. плелись одинаково тонкими нитками, поэтому узоры, кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли чёткость и художественную выразительность; елецкие кружевницы для большей выразительности рисунка изделия изобрели «скань», когда контуры рисунка, мотива, узора выкладываются более толстой ниткой, или оранжевая, голубая или белая нить была на чёрном фоне. В отличие от французских кружевниц, елецкие мастерицы для большей чёткости, выразительности узоров и композиций фон изделия, прозрачную сетку и узоры плели нитками из шелка и бумаги различной тонкости, причем елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерам; французские, да и в некоторых регионах русские кружевницы, при парной технике плетения начинают и заканчивают работу над кружевом с одним и тем же количеством коклюшек. Елецкие кружевницы в зависимости от сложности рисунка для большей рельефности и чёткости рисунка добавляют или снимают некоторое количество пар коклюшек. 
Зонт детский
Спрос на кружево «елецкий валансьон» был настолько велик, что ни елецкие кустарные склады, ни три школы: Казацкая, Паленская и Свишенская – не могли выполнять заказы Москвы, Петербурга и Парижа. На елецкий рынок приезжали скупщики кружева, купцы из Варшавы, Прибалтики и всей Российской империи. Елецкий уезд до 1913 г. был на первом месте в России по количеству кружевниц и объёму производства. Ежегодно Елец продавал кружева на сумму более миллиона руб.
Сейчас  елецким кружевом торгуют по всей России. Спросом пользуется новая сезонная коллекция  из цветного кружева. Елецкие кружева, как и встарь, легко и непринуждённо влюбляют в себя ценителей и знатоков прекрасного и, в свою очередь, дарят им ощущение молодости, красоту и неподражаемый стиль. 
Фирменный магазин "Елецкие кружева"
Для современного елецкого кружева характерна мягкость светотеневых переходов, изящество и ювелирная обработка фактуры изделия, нежность, прозрачность и воздушность узоров, эффект объёмности. Разнообразие красивых елецких фонов создаёт впечатление мерцающего звёздного неба или мягко падающих снежинок-звёзд.
Люблю я местные просторы,
Природу средь высоких скал!
Над речкой — Быстрою Сосною
Стоит величественный храм!
В березках осень золотая,
Цветы в некошеных лугах -
Вся красота родного края
В родных Елецкие кружевах…
Юлия Малышева

2 комментария:

  1. Людмила Борисовна, спасибо большое за замечательное знакомство с прекрасными стихами и восхитительными работами елецких мастериц! Много до этого видела работ, а вот такой головной убор - впервые! Сколько труда и терпения вложено в эти шедевры!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. БиблиоСовенок, согласна, это - чудо из чудес! Я тоже долго любовалась работами удивительных мастериц-профи. Труд необыкновенный и красота - волшебная!
      Спасибо Вам за комментарий, с возвращением в блогерскую жизнь!

      Удалить